АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РАС
Аюрведа — наука о гармонии жизни
Аюрведа — это уникальная медицинская наука, наследие древних Ариев. До сих пор вот уже в течении более 6000 лет она успешно применяется на территории современной Индии и юго-восточной Азии, а сейчас также и во всем мире.
В отличии от современной медицины, Аюрведа диагностирует и лечит не следствия, а причины болезни. Это медицина живого организма человека.
Аюрведа — это не просто знания о лечении болезней, это знания:
- о правильном образе жизни,
- о правильном питании,
- о правильном общении,
- о правильном мышлении,
- знание о гармонии и дисгармонии во всем,
- это наука об устройстве нашего мира.
В современном мире, когда инициатива и ответственность за все, что с нами происходит, лежит исключительно на наших плечах, очень полезно каждому здравомыслящему человеку ознакомиться со столь важными древними, испытанными на практике тысячелетий знаниями.
В классических текстах Аюрведы не встречается прямого описания аутизма или РАС.
Но, клинические проявления аутизма обнаруживают поразительное сходство с симптомами Унмада — «болезни разума», расстройства, затрагивающего психику и характеризующегося спутанностью сознания, а также проявляющегося в различных нейроповеденческих нарушениях.
Так же, это состояние можно рассматривать как Анукта Вьядхи — «невысказанную болезнь». И сюда также можно отнести и Сахаджа Вьядхи (Sahaja Vyadhi), что в Аюрведе относится к врожденным или наследственным заболеваниям или Аадибалаправрутта Вьядхи (Aadibalapravrutta Vyadhi), причиной которых является врожденный дефект Шукры (спермы) и Шониты (яйцеклетки), подразумевая его врожденную природу.
Понимание Анукта Вьядхи:
- Эвам Пракопанам (Evam Prakopanam): Факторы, усугубляющие течение заболевания.
- Эвам Йоним (Evom Yonim): Патогенная материя, из которой рождается болезнь.
- Эвам Уттанам (Evam Utthanam): Этиология, корни заболевания, уходящие вглубь причинно-следственных связей.
- Эвам Атманам (Evam Aatmanam): Специфические особенности, уникальный отпечаток болезни, проявляющийся в индивидуальных чертах ее течения.
- Эвам Адхистханам (Evam Adhisthanam): Местоположение болезни в теле.
- Эвам Веданам (Evam Vedanam): Знание о болезни, интуитивное понимание ее природы, позволяющее предвидеть ее развитие.
- Эвам Самстханам (Evam Samsthanam): Симптомы, предупреждающие о надвигающейся опасности, раскрывающие болезнь.
- Эвам Упадравам (Evam Upadravam): Осложнения, сопровождающие болезнь, отравляющие жизнь и усугубляющие страдания.
- Эвам Вриддхи, Стхана, Кшаям (Evam Vriddhi, Sthana, Kshayam): Накопление, застой, истощение — три этапа развития болезни.
- Эвам Ударкам (Evam Udarkam): Последствия болезни, перенесенные страдания, отпечаток, оставленный недугом на теле и душе.
- Эвам Намам (Evam Namam): Имя болезни, ключ к ее пониманию и лечению.
- Эвам Йогам (Evam Yogam): Лечение, искусство управления болезнью, направленное на восстановление гармонии и равновесия в организме.
- Эвам Пратикара, Нивритти, Правритти (Evam Pratikara, Nivritti, Pravritti): Исцеление, полное исчезновение болезни и профилактика, защита от ее возвращения.
Аюрведическое понимание аутизм/РАС.
Расстройства аутистического спектра (РАС) — это не просто медицинский термин, а сложная мозаика особенностей развития, состоящее из социального взаимодействия, общения, повторяющегося поведения.
- Термин “расстройство аутистического спектра” прослеживается в древних представлениях о неврологическом развитии. Это состояние часто рассматривается как результат дисгармонии дош (Вата, Питта, Капха) — фундаментальных жизненных энергий, и нарушения Манасика-дош (Раджас и Тамас) — Гун, управляющих умом.
- Аутизм и Унмада: аутизм, с его трудностями в общении, социальными барьерами и повторяющимися паттернами поведения, находит отпечаток в широком понятии Унмада. Это состояние, охватывающее спектр ментальных расстройств, где ум теряет свою естественную гармонию.
Поведение и сенсорная восприимчивость при аутизме часто объясняются дисбалансом Вата Доша, где преобладают такие качества, как иссушающая сухость (Рукша), непредсказуемая нерегулярность (Вишама) и неустойчивое движение (Чала).
Избыток Питты способен порождать раздражительность и вспыльчивость.
Дисбаланс Капхи может усугублять социальную отстраненность и апатичную вялость.
На уровне Манасика-дош дисгармония между Раджасом (беспокойным возбуждением) и Тамасом (тяжелой инертностью) в разуме способна проявляться в виде сенсорной перегрузки и когнитивной закостенелости, характерных для аутистического спектра.
Аутизм и Унмада:
- Манас Вибхрама (Mano Vibhrama) – извращение ума.
- Ненормальное функционирование ума приводит к плохому пониманию вещей.
- Отношение к другим людям как к объектам, и не способны играть со сверстниками и игрушками.
- Часами смотрят на объект без какой-либо причины. Это показывает, что отсутствует или слабый контакт разума с органами чувств.
- Буддхи Вибхрама (Buddhi Vibhrama) – извращение интеллекта.
- Воспринимает полезное — как бесполезное.
- Наблюдается значительный интеллектуальный дефицит, который ухудшает их способность к обучению.
- Шамда Жана Вибхрама (Samnja jnana Vibhrama) – неподобающие манеры и поведение
- Неуместное прикосновение к предметам, чрезмерно громкие вспышки гнева, ритуальные привычки, ненормальные позы.
- Бхакти Вибхрама (Bhakti Vibhrama) – ненормальная активность.
- Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы, хлопанье руками и вращательные движения.
- Шила Вибхрама (Sheela Vibhrama) – потеря приобретенных навыков.
- Регресс языка и социальных навыков.
- Сампрапти (Samprapti) – этиопатогенез аутизма.
- Кхавайгунья (Khavaigunya) – основной источник этиопатогенеза аутизма.
- Сахаджа (Sahaja) – генетическая предрасположенность.
- Агантуджа (Agantuja) – эпигенетическое токсических поражение.
- Хету (Hetus) – постнатальные влияния окружающей среды.
- Гарбхиничарья (Garbhinicharya) – нарушение Ахара (пища) и Вихара (образ жизни) беременной женщины.
Особенности Ватаджа Унмада (безумие) | Особенности РАС |
---|---|
Постоянное блуждание | Беспокойство и невозможность усидеть на месте |
Неправильные или неуместные движения глаз, бровей, губ, плеч, челюстей, предплечий и ног | Повторяющиеся стереотипные движения рук и глаз |
Постоянная и бессвязная речь | Монотонная и странная речь |
Слюнотечение | Течение слюны, сосание пальцев |
Всегда улыбается, смеется, танцует, поет и имитирует игру на музыкальных инструментах в неподходящих ситуациях | Странное поведение, шумный, неадекватные крики. Любит музыку, танцы. |
Громкое подражание звукам флейты, лютни, раковины | Нарушение речи, бессмысленное произнесение слов или звуков, постоянное мычание |
Езда на игрушках или предметах, не являющихся транспортными средствами | Неспособность обрабатывать информацию, приводящая к отсутствию или нарушению понимания вещей, например, невозможность осмысленно играть с игрушкой |
Любовь и обожание к необычным украшениям | Странное поведение в обращении с вещами |
Пищевая привязанность к одним и тем же продуктам | Расстройство пищевого поведения (избирательное питание, переедание) |
Особенности Питтаджи Унмада | Патологические состояния диагностируемые в РАС |
---|---|
Нетерпеливость, раздражительность | Раздражительность и плаксивость, сопротивление любой формы физического контакта, не ждет своей очереди во время пошаговых игр |
Злость | Плач от гнева по поводу незначительных неприятностей, истерики/вспышки гнева |
Нанесение вреда себе или другим | Агрессия по отношению к другим детям или взрослым (словесно или физически), намеренное нанесение себе увечий |
Возбудимость в неподходящих случаях | Импульсивность, топанье ногами, швыряние предметов, хлопанье дверьми, нарушение групповых занятий |
Беганье | Постоянное беганье или прыганье по комнате, не возможность усидеть на одном месте во время еды, урока или учебных занятий |
Любовь к теням, холодной воде и еде | Тяга к воде |
Постоянное состояние тоски | Подавленное настроение, не обращает внимания на инструкции |
Особенности Капхаджи Унмада | Патологические состояния диагностируемые в РАС |
---|---|
Оставаться на одном месте/предпочтение быть одиноким | Предпочтение быть одному, отстранение от окружающего, предпочтение к уединенным занятиям |
Соблюдение тишины | Нет попыток к общению словами или жестами, держанное выражение чувств к окружающим |
Снижение физической активности | Апатичность, вялость, неактивность, инертность |
Слюноотделение и выделения из носа | Слюнотечение, насморк |
Отвращение к еде | Расстройство пищевого поведения |
Любовь к одиночеству | Стремление к изоляции от других, безразличие на обращения |
Увеличение продолжительности сна | Нет активности |
Принципы Аюрведического лечения аутизма
- Первичный этиопатогенез аутизма включает нарушение Шаририка-дош (Вата, Питта и Капха) и Манасика-дош (Раджас и Тамас), что приводит к проявлению заболевания с различными клиническими фенотипами.
- Лечение направлено на достижение оптимального равновесия между дошами посредством Шод Шодхана (терапия очищения тела) и Шамана (паллиативная терапия) чикитса.
- Ачарья Чарака подчеркивал важность психологической поддержки в лечении психических расстройств, называя ее Дхрити (психотерапией).
Традиционное лечение | Комплементарная и альтернативная медицина (КАМ) |
---|---|
Поведенческие и образовательные вмешательства | Аюрведическая медицина |
Прикладной анализ поведения (ABA) | Гомеопатическая медицина |
Дискретное пробное обучение (DTT) | Сиддха медицина |
Тренинг ключевых реакций (PRT) | Китайская медицина |
Обучение социальным навыкам (SSR) | Унани медицина |
Лечение и образование коммуникациям (TEACCH) | Йога, медитация, молитва, музыкальная терапия, традиционная терапия, арт терапия |
Фармакологическое лечение | Духовное исцеление |
Реперидон | Гипербарическая оксигенация (ГБО) |
Арипипразол | Хелатная терапия |
Флуоксетин | Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) |
Метилфенидат | Питание и диета |
Леветирацетам | Полиненасыщенные жирные кислоты |
Трудотерапия | Витаминные добавки без глютена и казеина |
Терапия сенсорной интеграции | Пробиотики |
Логопедическая и языковая терапия | L-карнозин |
Аюрведа рекомендует три метода лечения вьядхи (заболеваний):
- Дайвавьяпашрайя чикитса (Daivavyapashray chicitsa): Духовная лечебная терапия или Божественная терапия.
- Юктивьяпашрая чикитса (Yukti chicitsa): Логическое лечение или рациональный подход с применением лекарственных средств и процедур.
- Саттваваджая чикитса (Sattavavajaya chicitsa): Аюрведическая психотерапия – практика по укреплению ментальной силы и чистоты духа, работа над эмоциональной устойчивостью и контроль над хаосом.
1. Дайвавьяпашрайя чикитса (Daivavyapashray chicitsa):
- Адравьябхута чикитса (Adravyabhuta chicitsa): Божественная терапия – немедикаментозная терапия/нелекарственный метод.
- Направление на облегчение ситуации с Манас Рогас (Manasa Rogas).
- Действует на основе Прабхава (Prabhava) -неизвестный/необъяснимый образ действия.
- Ачарья Чакрапани (Acharya Chakrapani) объясняет, что духовная терапия упоминается первой среди трех видов лечения, потому что ее механизм действия невозможно определить с помощью общей логики, но она дает немедленные результаты и очень удобна в использовании.
- Пение мантр в Чарака Самхите (Charaka Samhita): Упоминается использование некоторых священных гимнов, имеющих духовную силу, для облегчения болезней, например, Джвара, Унмада и др.
- Аушади (Ayshadi): Контакт с сильнодействующими травами, которые носят в качестве амулетов.
- Мани (Mani): Ношение благоприятных самоцветов или драгоценных камней.
- Мангала (Mangala): Благословение или влияние благоприятных церемоний на получение благословения других.
- Бали (Bali): Практика жертвоприношения- в виде еды и т.д.
- Упахара (Upahara): Дары, подносимые божествам.
- Хома (Homa): Жертвоприношение Гхриты, благовоний и очищающих веществ, которые сопровождается молитвами.
- Нияма (Niyama): Практика здоровых привычек и религиозных обрядов.
- Праящита (Prayashchita): Искупление злых деяний.
- Упаваса (Upavasa): Пост как средство очищения.
- Свастьяяна (Svastyayana): Пение благоприятных гимнов.
- Пранипата (Pranipata): Предание Богу.
- Ятрагамана (Yatragamana): Посещение священных мест паломничества.
Несколько исследований показали положительный эффект музыкальной терапии, для облегчения симптомов аутизма. Аудиальное раздражение, стимулирует развитие когнитивных способностей у детей. Терапия ведическими песнопениями, является еще одним из эффективных методов.
Музыкальная терапия может помочь детям с РАС улучшить свои навыки в таких областях взаимодействия и коммуникации. Музыкальная терапия может так же способствовать повышению социальной адаптации и повышению качества отношений между детьми и родителями.
Ведическое пение помогает лечить особенных детей.
2. Юктивьяпашрайя чикитса (Yuktivyapashraya chicitsa):
- Чарака (Charaka) определяет Юкти Вьяпашрая Чикитса (Yukti Vyapashraya chicitsa) как разумное использование Аахары и Аушадха (Aahara, Aushadha) согласно правильному использованию, плану или Йоджэне (Yojana).
- Юктивьяпашрайя (Yuktivyapashraya) основана на Юкти (Yukti), или рациональном мышлении, и представляет собой осторожное и целенаправленное применение препарата или метода лечения.
- Рациональное аюрведическое лечение осуществляется в четыре этапа:
- Нидана Париварджана (Nidana Parivarjana): избегание причинных факторов.
- Самсодхана (Samsodhana): очищающая терапия.
- Самсамана (Samsamana): терапия, успокаивающая Доши.
- Патхья Ахара Вихара (Pathya Ahara Vihara): благоприятная диета и режимы.
3. Саттваваджая чикитса (Sattavavajaya chicitsa):
- Современный подход к эффективному лечению психических расстройств включает психотерапию и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
- Направлена на восстановление нормальной умственной деятельности и создание баланса в уме посредством религиозной и регулярной практики Ямы, Ниямы и Пранаямы.
- Нефармакологический подход, который применяется для эффективного управления психическими расстройствами.
Дородовой режим матери:
Существует исследование, в котором говорится, что 70% матерей детей, страдающих аутизмом, придерживались неправильного режима питания во время беременности. 65% постоянно придерживались неподходящих схем лечения на протяжении всей беременности.
Это дополнительно акцентирует значимость диетического питания при аутизме, что подкрепляется следующими данными. В Аюрведе используются такие термины, как Гарбхапурвапаричарья (Garbhapoorvaparicharya) и Гарбхинипаричарья (Garbhiniparicharya), а также диетические практики, Ахара и Вихара. Они очень важны как для лечения, так и для профилактики этого заболевания.
Если в семье есть ребенок, страдающий аутизмом, есть все шансы, что у него возникнут еще подобные проблемы. А чтобы предотвратить развитие аутизма или других подобных заболеваний, необходимо должным образом и систематически соблюдать Гарбхинипаричарья (Garbhiniparicharya). Что касается Юктивьяпашрая чикитса (Yukti chicitsa ), то, конечно же, на этом конкретном слайде представлен целостный подход к лечению, аюрведический подход в полной мере, где с помощью лекарств воздействуют на разум, тело и душу – на все три составляющие, с помощью диеты, с помощью Панчакармы, а с помощью Расаяна можно закрепить эффект терапии. Есть категория Расаяна, которые называются Медхья Расаянам, и мы можем назвать их ноотропными препаратами. Эти ноотропные препараты дают хороший эффект при всех этих типах аутичных особенностей или состояний.
Классическое лечение РАС в соответствии с лечением Унмада.
- Снехапана (Snehapana): внутреннее промасливание, особенно при Ватаджа Унмада или Вата-преобладающих аутичных признаках.
- Снехаюкта Мриду Самшодхана (Snehayukta Mridu Samshodhana): мягкое очищение тела Вамана и Виречана.
- Шамана чикитса (Vamana): лекарства для успокоения Дош в зависимости от их вовлеченности.
Диетические вмешательства
Участие питания в РАС, микробиоме кишечника играет решающую роль в патофизиологии аутизма. На эту тему проведено множество исследований.
- Микробном кишечника играет решающую роль в патофизиологии аутизма
- Диета существенно влияет на кишечную флору, влияя на возникновение и тяжесть желудочно-кишечных расстройств
- Традиционная диета Тали поддерживает иммунитет и способствует здоровому микробному кишечника Аюрведа уделяет особое внимание питанию и рекомендует:
- Сезонные диеты для комплексного благополучия.
- Патхья (полезная) и Апатхья (неполезная) пища для лечения заболеваний.
- Ашта Аахара Аишешаятан (Ashta Aahara Visheshaeatan) или Двадаша Ашана Правичарна (Dwadasha Ashana Pravicharna) для поддержания здоровья пищеварительной системы и предотвращения болезней.
Доцент Аюрведического колледжа Вайдхьяратнам, из Кералы, опубликовал одно из своих исследований — «Лечение расстройств аутистического спектра с помощью аюрведической коррекции диеты». В этом тематическом исследовании, кратко излагаются аюрведические концепции аюрведического протокола лечения РАС. Это подчеркивает важность диеты в лечении РАС. Аналогично, влияние Аюрведы на лечение дисбактериоза.
Самшамана Чикитса (Samshamana chicitsa)
Использование лекарственных травяных препаратов Гхрита, применяемых при лечении аутизма.
- Лечебные препараты Гхрита, описанные в Унмада, содержат травы, обладающие свойствами Медхья, Расаяна, Дипана, Пачана, Дошагна, что составляет основу их терапевтического действия.
- Оказывает синергетическое действие, помогая корректировать нарушенные умственные и интеллектуальные способности при расстройствах аутистического спектра.
- Считается лучшим средством Агни Дипана.
- Помогает поддерживать ось кишечник-мозг, которая, как предполагается, связана с возникновением расстройств аутистического спектра.
Специализированные препараты Гхрита, используемые в Аюрведе для лечения аутизма
- Брахми Гхрита (Brashmi Ghrita)
- Калянака Гхрита (Kalyanaka Ghrita)
- Махакальянак Гхрита (Mahakalyanak Ghrita)
- Махапаишачика Гхрита (Mahapaishachika Ghrita)
- Сарасвата Гхрита (Saraswatha Ghrita)
- Панчагавья Гхрита (Panchagavya Ghrita)
- Ласунади Гхрита (Lasunadi Ghrita)
- Хингавади Гхрита (Hingavadi Ghrita)
Роль препаратов Гхрита при РАС.
- Жирорастворимые препараты легко доступны для внутриклеточного пространства Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) имеет липофильную молекулярную структуру. Это позволяет липидам и жирорастворимым препаратам легко проходить через ГЭБ. Таким образом препараты, которые даются в виде топленого масла, которое представляет собой липиды, которые всасываются в целевых областях центральной нервной системы.
- Традиционно приготовленное Гхи содержит докозагексаеновую кислоту (ДГК), длинноцепочечную полиненасыщенную жирную кислоту омега-3. Она также наблюдается в высокой концентрации в клетках мозга. Более того, исследования показали, что ДГК оказывает положительное воздействие при снижении когнитивных функций.
Брахми Гхриты и Джйотишмати Тайла.
- Применение этих препаратов улучшает обучение и память, обладает антидепрессивными и противосудорожными свойствами. Наряду с этим, это хорошее нейротропное средство или усилитель памяти. Это полезно при когнитивном дефиците у детей.
Очистительные и детоксикационные мероприятия Панчакарма-терапия и Пурвакарма.
- Насья (Nasya): процедура очищения головы и верхних дыхательных путей, назальное введение препаратов.
- Вамана (Vaman): процедура очищения при помощи рвотных средств.
- Виречана (Vicherana): процедура очищения желудочно-кишечного тракта, при помощи слабительных средств.
- Анувасана: клизмы с лекарственным маслом (Басти).
- Нирухавасти: клизмы с лекарственными отварами.
- Снехана и Сведана: важные элементы для определения Дош, а также обеспечения комфорта ребенку во время предстоящих процедур.
- Ракта-мокша: процедура кровопускания, очищения крови от токсинов.
Марматерапия.
Марма-точки расположены:
- Уттаманга: голова — важнейшая часть человеческого организма,
- Широбхага: область головы.
В брюшной полости также есть несколько марма-точек, хотя их количество значительно меньше. Применение этой марма-терапии также считается эффективным и помогает при лечении психиатрических заболеваний.
Йога и медитация.
- Пение мантры «Ом»
- Синхронизирует дыхательные паттерны, сердечно-сосудистые ритмы и мозговой кровоток.
- Улучшает мозговую активность и ритмы тела для улучшения концентрации внимания.
- Мантра «Ом» легко и просто произносится. Мантрам, же состоящим из очень длинных предложений, трудно следовать. “Альянс медицинских наук Дейли” опубликовал исследование, посвященное повторению Гаятри мантры и ее влиянию на уровень стресса. Были отмечены положительные результаты. Были отмечены изменения сердечно-сосудистого ритма.
- Пранаяма (регуляция дыхания)
- Такие практики, как глубокое дыхание и Нади Шодхана Пранаяма, улучшают выносливость, равновесие, силу и сон.
- Улучшает циркуляцию энергии, способствуя расслаблению и приливу жизненных сил.
- Программы йога-терапии рассчитанная на 10 месяцев
- Улучшает навыки подражания, зрительный контакт, толерантность к усидчивости.
- Улучшает невербальное общение и навыки восприятия вербальных команд.
- Медитация
- Эффективный терапевтический вариант; особенно полезна мантра-медитация.
- Улучшает здоровье, сенсорные способности, коммуникацию и общительность при длительной практике. Йога улучшает сенсорную интеграцию и служит альтернативной терапией для детей с РАС.
- Краткосрочный эффект (2 недели):
- Улучшает поведение, снижает агрессию и способствует спокойствию.
- Долгосрочные эффекты (1 год и более):
- Помогает облегчить симптомы РАС.
- Помогает развивать организационные навыки, улучшает самосознание и чувство собственного достоинства.
Йога признана эффективным методом лечения для оптимизации результатов лечения РАС.
Роль растительных ноотропных препаратов при РАС.
- Ноотропы, так называемые «умными лекарствами», усилителями памяти, нейроусилителями, усилителями когнитивных функций и усилителями интеллекта, включают в себя лекарственные препараты, добавки, нутрицевтики и функциональные продукты питания, которые улучшают один или несколько аспектов умственной функции.
- Доказано, что ноотропы обладают множественными фармакологическими действиями, такими как:
- повышение уровня ацетилхолина в мозге,
- увеличение снабжения мозга кислородом
- снабжение мозга нейрохимическими веществами (например, нейротрансмиттерами, ферментами, гормонами)
- Расстройства аутистического спектра в основном связаны с когнитивными нарушениями. Существует легкая или тяжелая степень умственной отсталости, связанная с РАС.
- Медхья Расаяны — это группа лекарственных растений, описанных в Аюрведе, обладающих многочисленными полезными свойствами, в честности, для улучшения памяти и интеллекта посредством Прабхава (специфического действия).
- Мандукапарни (Centella asiatica Linn.)
- Ястимадху (Glycirriza glabra Linn.)
- Гудучи (Tinospora cordifolia (Wild) Miers)
- Шанкхапушпи (Convolvulus pleuricaulis Chois)
- Айндри (Bacopa monniera)
- Джйотишмати (Celastrus panniculata)
- Кушманда (Benincasa hispida)
- Вача (Acorus calamus)
- Джатаманси (Nardostachys jatamansi)
- Ашвагандха (Withania somnifera)
- Капикачу (Mucuna pruriens)
Клинический опыт
- Аутизм, как сложное нарушение нейроразвития, требует многомерного, междисциплинарного подхода для содействия независимому функционированию человека.
- Метод Аюрведы фокусируется на нарушении Доша Душья и Унмада чикитса.
- Вата-доша является доминирующей дошей, наряду с Питтой и Капхой.
- Исправление Агни имеет первостепенное значение, поскольку у детей с аутизмом присутствует та или иная форма Авастхи.
- Лекарственные препараты Гхрита обладают свойствами Вата-Питтахара, Медхья, Дипана, Пачана и Расаяна и в основном используются при лечении аутизма в Аюрведе.
- Применяется внутрь и наружно в форме Насья и Басти (терапия Панчакарма)
- Махапаишачика Гхрита, Сарасвата Гхрита и Калянака Гхрита показали хорошие результаты в клинической практике по облегчению клинических проявлений РАС.
Интеграция Аюрведы и традиционного лечения РАС принесет большую пользу людям с аутизмом и их опекунам.
За последние два десятилетия миллионы долларов были потрачены на поиск генетических причин РАС, и эти исследования еще не завершены.
Стоимость традиционных методов лечения слишком высока и не все могут себе их позволить, кроме того, такие методы лечения длятся слишком долго, что еще больше усложняет задачу.
Уровень пользы также повышается за счет повышения стандартов лечения с помощью аюрведических практик.
Лекарства Аюрведы и Панчакарма, безусловно, полезны. Родители, у которых есть дети-аутисты, сталкиваются с большим бременем и стрессом. Это еще одна важная вещь, о психическом здоровье, о которой необходимо заботиться. В этом, конечно же, опять помогает Аюрведа, потому что существует множество лекарств для снижения стресса и перенапряжения, а консультирование — это еще одна вещь, которая помогает в этом, это Дайвья Вьяпашрайя Чикитса.
Согласно новому исследованию Медицинской школы Стэнфордского университета, организация мозга у мальчиков и девочек с аутизмом различается.
Аутизм — это расстройство развития, имеющее спектр тяжести. У детей, страдающих этим расстройством, наблюдаются социальные и коммуникативные дефициты, ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Первоначальное описание аутизма в 1943 году доктором Лео Каннером, было предвзятым по отношению к пациентам мужского пола. Это расстройство диагностируется в четыре раза чаще у мальчиков, чем у девочек, и большинство исследований аутизма были сосредоточены на мужчинах. Маскировка симптомов является основной проблемой при диагностике аутизма у девочек, что приводит к задержкам в диагностике и лечении. Причина в том, что девочки с аутизмом проявляют меньшие симптомы и медленно прогрессируют.
Лишь целостное видение, объединяющее тематические исследования, тщательное документирование и детализированные протоколы развития, позволит достичь прогресса. Безусловно, принятие целостного подхода станет настоящим ключом к успешному лечению этого недуга.