Аюрведа и Аутизм

Аюрведическое понимание РАС — Полная версия

АЮРВЕДИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РАС

В классических текстах Аюрведы не встречается прямого описания аутизма или РАС.

Но, клинические проявления аутизма обнаруживают поразительное сходство с симптомами Унмада — «болезни разума», расстройства, затрагивающего психику и характеризующегося спутанностью сознания, а также проявляющегося в различных нейроповеденческих нарушениях.

Так же, это состояние можно рассматривать как Анукта Вьядхи — «невысказанную болезнь». И сюда также можно отнести и Сахаджа Вьядхи (Sahaja Vyadhi), что в Аюрведе относится к врожденным или наследственным заболеваниям или Аадибалаправрутта Вьядхи (Aadibalapravrutta Vyadhi), причиной которых является врожденный дефект Шукры (спермы) и Шониты (яйцеклетки), подразумевая его врожденную природу.

Понимание Анукта Вьядхи:

  • Эвам Пракопанам (Evam Prakopanam): Факторы, усугубляющие течение заболевания.
  • Эвам Йоним (Evom Yonim): Патогенная материя, из которой рождается болезнь.
  • Эвам Уттанам (Evam Utthanam): Этиология, корни заболевания, уходящие вглубь причинно-следственных связей.
  • Эвам Атманам (Evam Aatmanam): Специфические особенности, уникальный отпечаток болезни, проявляющийся в индивидуальных чертах ее течения.
  • Эвам Адхистханам (Evam Adhisthanam): Местоположение болезни в теле.
  • Эвам Веданам (Evam Vedanam): Знание о болезни, интуитивное понимание ее природы, позволяющее предвидеть ее развитие.
  • Эвам Самстханам (Evam Samsthanam): Симптомы, предупреждающие о надвигающейся опасности, раскрывающие болезнь.
  • Эвам Упадравам (Evam Upadravam): Осложнения, сопровождающие болезнь, отравляющие жизнь и усугубляющие страдания.
  • Эвам Вриддхи, Стхана, Кшаям (Evam Vriddhi, Sthana, Kshayam): Накопление, застой, истощение — три этапа развития болезни.
  • Эвам Ударкам (Evam Udarkam): Последствия болезни, перенесенные страдания, отпечаток, оставленный недугом на теле и душе.
  • Эвам Намам (Evam Namam): Имя болезни, ключ к ее пониманию и лечению.
  • Эвам Йогам (Evam Yogam): Лечение, искусство управления болезнью, направленное на восстановление гармонии и равновесия в организме.
  • Эвам Пратикара, Нивритти, Правритти (Evam Pratikara, Nivritti, Pravritti): Исцеление, полное исчезновение болезни и профилактика, защита от ее возвращения.

Аюрведическое понимание аутизм/РАС.

Расстройства аутистического спектра (РАС) это не просто медицинский термин, а сложная мозаика особенностей развития, состоящее из социального взаимодействия, общения, повторяющегося поведения.

  • Термин “расстройство аутистического спектра” прослеживается в древних представлениях о неврологическом развитии. Это состояние часто рассматривается как результат дисгармонии дош (Вата, Питта, Капха) — фундаментальных жизненных энергий, и нарушения Манасика-дош (Раджас и Тамас) — Гун, управляющих умом.
  • Аутизм и Унмада: аутизм, с его трудностями в общении, социальными барьерами и повторяющимися паттернами поведения, находит отпечаток в широком понятии Унмада. Это состояние, охватывающее спектр ментальных расстройств, где ум теряет свою естественную гармонию.

Поведение и сенсорная восприимчивость при аутизме часто объясняются дисбалансом Вата Доша, где преобладают такие качества, как иссушающая сухость (Рукша), непредсказуемая нерегулярность (Вишама) и неустойчивое движение (Чала).

Избыток Питты способен порождать раздражительность и вспыльчивость.

Дисбаланс Капхи может усугублять социальную отстраненность и апатичную вялость.

На уровне Манасика-дош дисгармония между Раджасом (беспокойным возбуждением) и Тамасом (тяжелой инертностью) в разуме способна проявляться в виде сенсорной перегрузки и когнитивной закостенелости, характерных для аутистического спектра.

Аутизм и Унмада:

  • Манас Вибхрама (Mano Vibhrama) – извращение ума.
    • Ненормальное функционирование ума приводит к плохому пониманию вещей.
    • Отношение к другим людям как к объектам, и не способны играть со сверстниками и игрушками.
    • Часами смотрят на объект без какой-либо причины. Это показывает, что отсутствует или слабый контакт разума с органами чувств.
  • Буддхи Вибхрама (Buddhi Vibhrama) – извращение интеллекта.
    • Воспринимает полезное — как бесполезное.
    • Наблюдается значительный интеллектуальный дефицит, который ухудшает их способность к обучению.
  • Шамда Жана Вибхрама (Samnja jnana Vibhrama) – неподобающие манеры и поведение
    • Неуместное прикосновение к предметам, чрезмерно громкие вспышки гнева, ритуальные привычки, ненормальные позы.
  • Бхакти Вибхрама (Bhakti Vibhrama) – ненормальная активность.
    • Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы, хлопанье руками и вращательные движения.
  • Шила Вибхрама (Sheela Vibhrama) – потеря приобретенных навыков.
    • Регресс языка и социальных навыков.
  • Сампрапти (Samprapti) – этиопатогенез аутизма.
  • Кхавайгунья (Khavaigunya) – основной источник этиопатогенеза аутизма.
  • Сахаджа (Sahaja) – генетическая предрасположенность.
  • Агантуджа (Agantuja) – эпигенетическое токсических поражение.
  • Хету (Hetus) – постнатальные влияния окружающей среды.
  • Гарбхиничарья (Garbhinicharya) – нарушение Ахара (пища) и Вихара (образ жизни) беременной женщины.
Особенности Ватаджа Унмада (безумие) Особенности РАС
Постоянное блуждание Беспокойство и невозможность усидеть на месте
Неправильные или неуместные движения глаз, бровей, губ, плеч, челюстей, предплечий и ног Повторяющиеся стереотипные движения рук и глаз
Постоянная и бессвязная речь Монотонная и странная речь
Слюнотечение Течение слюны, сосание пальцев
Всегда улыбается, смеется, танцует, поет и имитирует игру на музыкальных инструментах в неподходящих ситуациях Странное поведение, шумный, неадекватные крики. Любит музыку, танцы.
Громкое подражание звукам флейты, лютни, раковины Нарушение речи, бессмысленное произнесение слов или звуков, постоянное мычание
Езда на игрушках или предметах, не являющихся транспортными средствами Неспособность обрабатывать информацию, приводящая к отсутствию или нарушению понимания вещей, например, невозможность осмысленно играть с игрушкой
Любовь и обожание к необычным украшениям Странное поведение в обращении с вещами
Пищевая привязанность к одним и тем же продуктам Расстройство пищевого поведения (избирательное питание, переедание)
Особенности Питтаджи Унмада Патологические состояния диагностируемые в РАС
Нетерпеливость, раздражительность Раздражительность и плаксивость, сопротивление любой формы физического контакта, не ждет своей очереди во время пошаговых игр
Злость Плач от гнева по поводу незначительных неприятностей, истерики/вспышки гнева
Нанесение вреда себе или другим Агрессия по отношению к другим детям или взрослым (словесно или физически), намеренное нанесение себе увечий
Возбудимость в неподходящих случаях Импульсивность, топанье ногами, швыряние предметов, хлопанье дверьми, нарушение групповых занятий
Беганье Постоянное беганье или прыганье по комнате, не возможность усидеть на одном месте во время еды, урока или учебных занятий
Любовь к теням, холодной воде и еде Тяга к воде
Постоянное состояние тоски Подавленное настроение, не обращает внимания на инструкции
Особенности Капхаджи Унмада Патологические состояния диагностируемые в РАС
Оставаться на одном месте/предпочтение быть одиноким Предпочтение быть одному, отстранение от окружающего, предпочтение к уединенным занятиям
Соблюдение тишины Нет попыток к общению словами или жестами, держанное выражение чувств к окружающим
Снижение физической активности Апатичность, вялость, неактивность, инертность
Слюноотделение и выделения из носа Слюнотечение, насморк
Отвращение к еде Расстройство пищевого поведения
Любовь к одиночеству Стремление к изоляции от других, безразличие на обращения
Увеличение продолжительности сна Нет активности

Принципы Аюрведического лечения аутизма

  • Первичный этиопатогенез аутизма включает нарушение Шаририка-дош (Вата, Питта и Капха) и Манасика-дош (Раджас и Тамас), что приводит к проявлению заболевания с различными клиническими фенотипами.
  • Лечение направлено на достижение оптимального равновесия между дошами посредством Шод Шодхана (терапия очищения тела) и Шамана (паллиативная терапия) чикитса.
  • Ачарья Чарака подчеркивал важность психологической поддержки в лечении психических расстройств, называя ее Дхрити (психотерапией).
Традиционное лечение Комплементарная и альтернативная медицина (КАМ)
Поведенческие и образовательные вмешательства Аюрведическая медицина
Прикладной анализ поведения (ABA) Гомеопатическая медицина
Дискретное пробное обучение (DTT) Сиддха медицина
Тренинг ключевых реакций (PRT) Китайская медицина
Обучение социальным навыкам (SSR) Унани медицина
Лечение и образование коммуникациям (TEACCH) Йога, медитация, молитва, музыкальная терапия, традиционная терапия, арт терапия
Фармакологическое лечение Духовное исцеление
Реперидон Гипербарическая оксигенация (ГБО)
Арипипразол Хелатная терапия
Флуоксетин Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС)
Метилфенидат Питание и диета
Леветирацетам Полиненасыщенные жирные кислоты
Трудотерапия Витаминные добавки без глютена и казеина
Терапия сенсорной интеграции Пробиотики
Логопедическая и языковая терапия L-карнозин

Аюрведа рекомендует три метода лечения вьядхи (заболеваний):

  • Дайвавьяпашрайя чикитса (Daivavyapashray chicitsa): Духовная лечебная терапия или Божественная терапия.
  • Юктивьяпашрая чикитса (Yukti chicitsa): Логическое лечение или рациональный подход с применением лекарственных средств и процедур.
  • Саттваваджая чикитса (Sattavavajaya chicitsa): Аюрведическая психотерапия – практика по укреплению ментальной силы и чистоты духа, работа над эмоциональной устойчивостью и контроль над хаосом.

1. Дайвавьяпашрайя чикитса (Daivavyapashray chicitsa):

  • Адравьябхута чикитса (Adravyabhuta chicitsa): Божественная терапия – немедикаментозная терапия/нелекарственный метод.
  • Направление на облегчение ситуации с Манас Рогас (Manasa Rogas).
  • Действует на основе Прабхава (Prabhava) -неизвестный/необъяснимый образ действия.
  • Ачарья Чакрапани (Acharya Chakrapani) объясняет, что духовная терапия упоминается первой среди трех видов лечения, потому что ее механизм действия невозможно определить с помощью общей логики, но она дает немедленные результаты и очень удобна в использовании.
  • Пение мантр в Чарака Самхите (Charaka Samhita): Упоминается использование некоторых священных гимнов, имеющих духовную силу, для облегчения болезней, например, Джвара, Унмада и др.
  • Аушади (Ayshadi): Контакт с сильнодействующими травами, которые носят в качестве амулетов.
  • Мани (Mani): Ношение благоприятных самоцветов или драгоценных камней.
  • Мангала (Mangala): Благословение или влияние благоприятных церемоний на получение благословения других.
  • Бали (Bali): Практика жертвоприношения- в виде еды и т.д.
  • Упахара (Upahara): Дары, подносимые божествам.
  • Хома (Homa): Жертвоприношение Гхриты, благовоний и очищающих веществ, которые сопровождается молитвами.
  • Нияма (Niyama): Практика здоровых привычек и религиозных обрядов.
  • Праящита (Prayashchita): Искупление злых деяний.
  • Упаваса (Upavasa): Пост как средство очищения.
  • Свастьяяна (Svastyayana): Пение благоприятных гимнов.
  • Пранипата (Pranipata): Предание Богу.
  • Ятрагамана (Yatragamana): Посещение священных мест паломничества.

Несколько исследований показали положительный эффект музыкальной терапии, для облегчения симптомов аутизма. Аудиальное раздражение, стимулирует развитие когнитивных способностей у детей. Терапия ведическими песнопениями, является еще одним из эффективных методов.

Музыкальная терапия может помочь детям с РАС улучшить свои навыки в таких областях взаимодействия и коммуникации. Музыкальная терапия может так же способствовать повышению социальной адаптации и повышению качества отношений между детьми и родителями.

Ведическое пение помогает лечить особенных детей.

2. Юктивьяпашрайя чикитса (Yuktivyapashraya chicitsa):

  • Чарака (Charaka) определяет Юкти Вьяпашрая Чикитса (Yukti Vyapashraya chicitsa) как разумное использование Аахары и Аушадха (Aahara, Aushadha) согласно правильному использованию, плану или Йоджэне (Yojana).
  • Юктивьяпашрайя (Yuktivyapashraya) основана на Юкти (Yukti), или рациональном мышлении, и представляет собой осторожное и целенаправленное применение препарата или метода лечения.
  • Рациональное аюрведическое лечение осуществляется в четыре этапа:
    • Нидана Париварджана (Nidana Parivarjana): избегание причинных факторов.
    • Самсодхана (Samsodhana): очищающая терапия.
    • Самсамана (Samsamana): терапия, успокаивающая Доши.
    • Патхья Ахара Вихара (Pathya Ahara Vihara): благоприятная диета и режимы.

3. Саттваваджая чикитса (Sattavavajaya chicitsa):

  • Современный подход к эффективному лечению психических расстройств включает психотерапию и когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).
  • Направлена на восстановление нормальной умственной деятельности и создание баланса в уме посредством религиозной и регулярной практики Ямы, Ниямы и Пранаямы.
  • Нефармакологический подход, который применяется для эффективного управления психическими расстройствами.

Дородовой режим матери:

Существует исследование, в котором говорится, что 70% матерей детей, страдающих аутизмом, придерживались неправильного режима питания во время беременности. 65% постоянно придерживались неподходящих схем лечения на протяжении всей беременности.

Это дополнительно акцентирует значимость диетического питания при аутизме, что подкрепляется следующими данными. В Аюрведе используются такие термины, как Гарбхапурвапаричарья (Garbhapoorvaparicharya) и Гарбхинипаричарья (Garbhiniparicharya), а также диетические практики, Ахара и Вихара. Они очень важны как для лечения, так и для профилактики этого заболевания.

Если в семье есть ребенок, страдающий аутизмом, есть все шансы, что у него возникнут еще подобные проблемы. А чтобы предотвратить развитие аутизма или других подобных заболеваний, необходимо должным образом и систематически соблюдать Гарбхинипаричарья (Garbhiniparicharya). Что касается Юктивьяпашрая чикитса (Yukti chicitsa ), то, конечно же, на этом конкретном слайде представлен целостный подход к лечению, аюрведический подход в полной мере, где с помощью лекарств воздействуют на разум, тело и душу – на все три составляющие, с помощью диеты, с помощью Панчакармы, а с помощью Расаяна можно закрепить эффект терапии. Есть категория Расаяна, которые называются Медхья Расаянам, и мы можем назвать их ноотропными препаратами. Эти ноотропные препараты дают хороший эффект при всех этих типах аутичных особенностей или состояний.

Классическое лечение РАС в соответствии с лечением Унмада.

  • Снехапана (Snehapana): внутреннее промасливание, особенно при Ватаджа Унмада или Вата-преобладающих аутичных признаках.
  • Снехаюкта Мриду Самшодхана (Snehayukta Mridu Samshodhana): мягкое очищение тела Вамана и Виречана.
  • Шамана чикитса (Vamana): лекарства для успокоения Дош в зависимости от их вовлеченности.

Диетические вмешательства

Участие питания в РАС, микробиоме кишечника играет решающую роль в патофизиологии аутизма. На эту тему проведено множество исследований.

  • Микробном кишечника играет решающую роль в патофизиологии аутизма
  • Диета существенно влияет на кишечную флору, влияя на возникновение и тяжесть желудочно-кишечных расстройств
  • Традиционная диета Тали поддерживает иммунитет и способствует здоровому микробному кишечника Аюрведа уделяет особое внимание питанию и рекомендует:
    • Сезонные диеты для комплексного благополучия.
    • Патхья (полезная) и Апатхья (неполезная) пища для лечения заболеваний.
    • Ашта Аахара Аишешаятан (Ashta Aahara Visheshaeatan) или Двадаша Ашана Правичарна (Dwadasha Ashana Pravicharna) для поддержания здоровья пищеварительной системы и предотвращения болезней.

Доцент Аюрведического колледжа Вайдхьяратнам, из Кералы, опубликовал одно из своих исследований — «Лечение расстройств аутистического спектра с помощью аюрведической коррекции диеты». В этом тематическом исследовании, кратко излагаются аюрведические концепции аюрведического протокола лечения РАС. Это подчеркивает важность диеты в лечении РАС. Аналогично, влияние Аюрведы на лечение дисбактериоза.

Самшамана Чикитса (Samshamana chicitsa)

Использование лекарственных травяных препаратов Гхрита, применяемых при лечении аутизма.

  • Лечебные препараты Гхрита, описанные в Унмада, содержат травы, обладающие свойствами Медхья, Расаяна, Дипана, Пачана, Дошагна, что составляет основу их терапевтического действия.
  • Оказывает синергетическое действие, помогая корректировать нарушенные умственные и интеллектуальные способности при расстройствах аутистического спектра.
  • Считается лучшим средством Агни Дипана.
  • Помогает поддерживать ось кишечник-мозг, которая, как предполагается, связана с возникновением расстройств аутистического спектра.

Специализированные препараты Гхрита, используемые в Аюрведе для лечения аутизма

  • Брахми Гхрита (Brashmi Ghrita)
  • Калянака Гхрита (Kalyanaka Ghrita)
  • Махакальянак Гхрита (Mahakalyanak Ghrita)
  • Махапаишачика Гхрита (Mahapaishachika Ghrita)
  • Сарасвата Гхрита (Saraswatha Ghrita)
  • Панчагавья Гхрита (Panchagavya Ghrita)
  • Ласунади Гхрита (Lasunadi Ghrita)
  • Хингавади Гхрита (Hingavadi Ghrita)

Роль препаратов Гхрита при РАС.

  • Жирорастворимые препараты легко доступны для внутриклеточного пространства Гематоэнцефалический барьер (ГЭБ) имеет липофильную молекулярную структуру. Это позволяет липидам и жирорастворимым препаратам легко проходить через ГЭБ. Таким образом препараты, которые даются в виде топленого масла, которое представляет собой липиды, которые всасываются в целевых областях центральной нервной системы.
  • Традиционно приготовленное Гхи содержит докозагексаеновую кислоту (ДГК), длинноцепочечную полиненасыщенную жирную кислоту омега-3. Она также наблюдается в высокой концентрации в клетках мозга. Более того, исследования показали, что ДГК оказывает положительное воздействие при снижении когнитивных функций.

Брахми Гхриты и Джйотишмати Тайла.

  • Применение этих препаратов улучшает обучение и память, обладает антидепрессивными и противосудорожными свойствами. Наряду с этим, это хорошее нейротропное средство или усилитель памяти. Это полезно при когнитивном дефиците у детей.

Очистительные и детоксикационные мероприятия Панчакарма-терапия и Пурвакарма.

  • Насья (Nasya): процедура очищения головы и верхних дыхательных путей, назальное введение препаратов.
  • Вамана (Vaman): процедура очищения при помощи рвотных средств.
  • Виречана (Vicherana): процедура очищения желудочно-кишечного тракта, при помощи слабительных средств.
  • Анувасана: клизмы с лекарственным маслом (Басти).
  • Нирухавасти: клизмы с лекарственными отварами.
  • Снехана и Сведана: важные элементы для определения Дош, а также обеспечения комфорта ребенку во время предстоящих процедур.
  • Ракта-мокша: процедура кровопускания, очищения крови от токсинов.

Марматерапия.

Марма-точки расположены:

  • Уттаманга: голова — важнейшая часть человеческого организма,
  • Широбхага: область головы.

В брюшной полости также есть несколько марма-точек, хотя их количество значительно меньше. Применение этой марма-терапии также считается эффективным и помогает при лечении психиатрических заболеваний.

Йога и медитация.

  • Пение мантры «Ом»
    • Синхронизирует дыхательные паттерны, сердечно-сосудистые ритмы и мозговой кровоток.
    • Улучшает мозговую активность и ритмы тела для улучшения концентрации внимания.
    • Мантра «Ом» легко и просто произносится. Мантрам, же состоящим из очень длинных предложений, трудно следовать. “Альянс медицинских наук Дейли” опубликовал исследование, посвященное повторению Гаятри мантры и ее влиянию на уровень стресса. Были отмечены положительные результаты. Были отмечены изменения сердечно-сосудистого ритма.
  • Пранаяма (регуляция дыхания)
    • Такие практики, как глубокое дыхание и Нади Шодхана Пранаяма, улучшают выносливость, равновесие, силу и сон.
    • Улучшает циркуляцию энергии, способствуя расслаблению и приливу жизненных сил.
  • Программы йога-терапии рассчитанная на 10 месяцев
    • Улучшает навыки подражания, зрительный контакт, толерантность к усидчивости.
    • Улучшает невербальное общение и навыки восприятия вербальных команд.
  • Медитация
    • Эффективный терапевтический вариант; особенно полезна мантра-медитация.
    • Улучшает здоровье, сенсорные способности, коммуникацию и общительность при длительной практике. Йога улучшает сенсорную интеграцию и служит альтернативной терапией для детей с РАС.
    • Краткосрочный эффект (2 недели):
      • Улучшает поведение, снижает агрессию и способствует спокойствию.
    • Долгосрочные эффекты (1 год и более):
      • Помогает облегчить симптомы РАС.
      • Помогает развивать организационные навыки, улучшает самосознание и чувство собственного достоинства.

Йога признана эффективным методом лечения для оптимизации результатов лечения РАС.

Роль растительных ноотропных препаратов при РАС.

  • Ноотропы, так называемые «умными лекарствами», усилителями памяти, нейроусилителями, усилителями когнитивных функций и усилителями интеллекта, включают в себя лекарственные препараты, добавки, нутрицевтики и функциональные продукты питания, которые улучшают один или несколько аспектов умственной функции.
  • Доказано, что ноотропы обладают множественными фармакологическими действиями, такими как:
    • повышение уровня ацетилхолина в мозге,
    • увеличение снабжения мозга кислородом
    • снабжение мозга нейрохимическими веществами (например, нейротрансмиттерами, ферментами, гормонами)
  • Расстройства аутистического спектра в основном связаны с когнитивными нарушениями. Существует легкая или тяжелая степень умственной отсталости, связанная с РАС.
  • Медхья Расаяны — это группа лекарственных растений, описанных в Аюрведе, обладающих многочисленными полезными свойствами, в честности, для улучшения памяти и интеллекта посредством Прабхава (специфического действия).
    • Мандукапарни (Centella asiatica Linn.)
    • Ястимадху (Glycirriza glabra Linn.)
    • Гудучи (Tinospora cordifolia (Wild) Miers)
    • Шанкхапушпи (Convolvulus pleuricaulis Chois)
    • Айндри (Bacopa monniera)
    • Джйотишмати (Celastrus panniculata)
    • Кушманда (Benincasa hispida)
    • Вача (Acorus calamus)
    • Джатаманси (Nardostachys jatamansi)
    • Ашвагандха (Withania somnifera)
    • Капикачу (Mucuna pruriens)

Клинический опыт

  • Аутизм, как сложное нарушение нейроразвития, требует многомерного, междисциплинарного подхода для содействия независимому функционированию человека.
    • Метод Аюрведы фокусируется на нарушении Доша Душья и Унмада чикитса.
    • Вата-доша является доминирующей дошей, наряду с Питтой и Капхой.
    • Исправление Агни имеет первостепенное значение, поскольку у детей с аутизмом присутствует та или иная форма Авастхи.
    • Лекарственные препараты Гхрита обладают свойствами Вата-Питтахара, Медхья, Дипана, Пачана и Расаяна и в основном используются при лечении аутизма в Аюрведе.
    • Применяется внутрь и наружно в форме Насья и Басти (терапия Панчакарма)
    • Махапаишачика Гхрита, Сарасвата Гхрита и Калянака Гхрита показали хорошие результаты в клинической практике по облегчению клинических проявлений РАС.

Интеграция Аюрведы и традиционного лечения РАС принесет большую пользу людям с аутизмом и их опекунам.

За последние два десятилетия миллионы долларов были потрачены на поиск генетических причин РАС, и эти исследования еще не завершены.

Стоимость традиционных методов лечения слишком высока и не все могут себе их позволить, кроме того, такие методы лечения длятся слишком долго, что еще больше усложняет задачу.

Уровень пользы также повышается за счет повышения стандартов лечения с помощью аюрведических практик.

Лекарства Аюрведы и Панчакарма, безусловно, полезны. Родители, у которых есть дети-аутисты, сталкиваются с большим бременем и стрессом. Это еще одна важная вещь, о психическом здоровье, о которой необходимо заботиться. В этом, конечно же, опять помогает Аюрведа, потому что существует множество лекарств для снижения стресса и перенапряжения, а консультирование — это еще одна вещь, которая помогает в этом, это Дайвья Вьяпашрайя Чикитса.

Согласно новому исследованию Медицинской школы Стэнфордского университета, организация мозга у мальчиков и девочек с аутизмом различается.

Аутизм — это расстройство развития, имеющее спектр тяжести. У детей, страдающих этим расстройством, наблюдаются социальные и коммуникативные дефициты, ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Первоначальное описание аутизма в 1943 году доктором Лео Каннером, было предвзятым по отношению к пациентам мужского пола. Это расстройство диагностируется в четыре раза чаще у мальчиков, чем у девочек, и большинство исследований аутизма были сосредоточены на мужчинах. Маскировка симптомов является основной проблемой при диагностике аутизма у девочек, что приводит к задержкам в диагностике и лечении. Причина в том, что девочки с аутизмом проявляют меньшие симптомы и медленно прогрессируют.

Лишь целостное видение, объединяющее тематические исследования, тщательное документирование и детализированные протоколы развития, позволит достичь прогресса. Безусловно, принятие целостного подхода станет настоящим ключом к успешному лечению этого недуга.